Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Раскрасим фотографию

Перейти вниз

Раскрасим фотографию Empty Раскрасим фотографию

Сообщение  Admin Пт Май 02, 2008 12:51 pm

Автор: Сергей Шапочкин (sergs@vstu.ru)
Оригинал статьи: Опубликовано в журнале ProФото номер 5-6 2003г



Раскрасим фотографию A93

Когда показываю работы, часто приходится слышать вопрос, как вы это делаете? Я отвечаю: “Да чего там, очень просто. Берешь кисточку, краски и красишь”. Это шутка, конечно. Особых секретов у меня нет, и я всегда стараюсь удовлетворить любопытство интересующихся (правда, никто из моих знакомых пока еще не попытался попробовать себя в этой технике). Эта статья и предназначена для тех немногих интересующихся, которые непременно захотят попробовать сами раскрасить фотографию. Но прежде хочу заметить, что никаких книг по технике раскраски я не читал. Только недавно к своему удивлению узнал из Интернета, что на Западе выпускается масса книг на эту тему, существуют фирмы, производящие специальные краски, а в различных фотографических центрах проводятся семинары и мастер - классы. Я же до всего доходил сам методом проб и ошибок, возможно, специалистам какие-то мои приемы покажутся спорными, но, тем не менее, у меня есть коллекция выставочных фотографий – и это самый убедительный довод, что так изготавливать фотографии можно. А теперь к делу.

И, во-первых, о материалах.

1. Фотобумага: Я работаю как с фотобумагой на баритовой основе (традиционной), так и с фотобумагой на RC основе. В моей коллекции есть фотографии, изготовленные на бумагах практически всех фирм, представленных на Российском рынке. По виду поверхности есть снимки и на глянцевой, и на матовой, и на текстурной бумаге. В общем, выбор бумаги не столь принципиален. Хотя, конечно, здесь у меня есть свои предпочтения: это картон на баритовой основе, конкретно, Agfa multicontrast classic MCC118FB, если же с точки зрения цены, то FomaBrom № 112.

Есть различия в работе с бумагой на баритовой и на RC основе. У каждой свои плюсы и минусы. Самый главный плюс бумаги на RC основе это то, что она всегда сохраняет ровную поверхность, и не нужно прибегать к особым приемам при сушке. Но, увы, иногда случается брак на стадии выборочного тонирования. Бумагу на баритовой основе я всегда сушу методом наклейки на стекло полосками бумаги по периметру. При этом получается технологический отход примерно 5 мм на каждую сторону отпечатка, и самое главное – раскрашивать такую фотографию можно в течение определенного времени, пока лист, наклеенный на стекло, остается влажным. Обычно это 2 – 2,5 часа. Иначе вы рискуете получить коробление на поверхности бумаги. Сам процесс наклейки не слишком сложен, но требует определенного опыта, иначе можно стать свидетелем печального случая, когда работа, в которую вложено столько сил, идет в мусорную корзину только лишь по причине брака на стадии сушки. Зато, когда держишь в руках выставочную фотографию на картоне размером 30х40см., то положительных эмоций через край. Кстати, о формате: я рекомендую работать именно с форматом 30х40 см. или 30х30 (в случае квадрата) – не меньше. Почему? Конечно, мне приходилось делать фотографии 18х24 или 24х30, но слишком малые детали, которые должны быть по замыслу выборочно оттонированы в сепию, затрудняют процесс отбелки. Ведь приходится работать кистью. При большем формате детали не столь мелкие и отбеливать их легче. А почему не 50х60см.? Просто потому, что мой увеличитель не позволяет получать качественные отпечатки такого размера. Поэтому с таким форматом я не работал, но думаю, особых трудностей не должно быть.

2. Раствор для химического тонирования в сепию: Я использую рецепт тонирования, состоящий из двух стадий: отбелка и собственно тонирование. Рецепт отбеливающего раствора прост: 30 гр. Красной кровяной соли и 10 гр. бромистого калия на 1 литр воды. Концентрацию раствора можно варьировать, разбавляя одной - двумя частями воды, если хотите увеличить время отбелки. Состав тонирующего раствора: 5-10 гр. Сернистого натрия на 1 литр воды. Во время работы с этим виражом выделяется газ с резким запахом, поэтому необходимо проветривать помещение. Впрочем, сам процесс занимает одну – две минуты. Можно использовать и другие рецепты вирирующих растворов (без запаха), скажем, с тиомочевиной, но я к этому уже привык.

3. Краски: Как я уже говорил, когда-то давно, в эпоху Сталинизма, химическим заводом имени тов. Сталина при МОСГОРСОВНАРХОЗе выпускался набор красок пятнадцати цветов для раскрашивания фотоснимков. Прошло пятьдесят лет, но я пользуюсь некоторыми цветами из этого набора, хотя в руководстве сказано,: “Растворы хранить в закупоренных склянках не более десяти суток.” Умели ж делать,- скажет какой нибудь старый “ сталинист ” . Да, до сих пор можно красить. А еще я как-то сразу решил, что для моих целей должны подойти краски для батика. И действительно, набор красок для батика московской фирмы “Гамма” оказался, что надо. Краски прекрасно диффундируют в серебросодержащий слой, и через RC покрытие также; прекрасно смешиваются между собой для получения различных оттенков. Единственный недостаток – по-разному вымываются из фотослоя, но я стараюсь вообще не промывать раскрашенную фотографию. Признаюсь, мне все время хочется экспериментировать с красками. Пробовал краски по шелку немецкие “ Marabu ” и по текстилю итальянские “ Ferrario ” – не подошли – не хотят диффундировать. Недавно пришло в голову попробовать краску для волос. Представьте, сколько оттенков коричневого лежат на прилавках парфюмерных отделов. А ведь это, пожалуй, самый используемый тон в раскрасках. Если захотите поэкспериментировать, возьмите ватный тампон с краской, потрите участок ненужной фотографии, а затем протрите его смоченной водой тряпочкой. Если краска легко смывается, то она не подходит. Существенным представляется также вопрос долговечности, светостойкости. Но, судя по рекламе современных красок для батика, они достаточно стойкие и долговечные, а если будет желание, то можно готовый отпечаток перевести в цифровую форму, тогда сомнения насчет сохранности отпадут вовсе.

4. Кисти и палитра: В своей работе я использую кисти для трех процессов. Первое, для наклейки полос бумаги при сушке баритовых отпечатков. В данном случае лучше всего подходят плоские кисти из щетины: одна № 10-12 для нанесения клея на полоски бумаги и одна № 3 для нанесения клея на участки отпечатка (примерно 3 мм. по периметру). Второе, кисти для отбелки. Это круглая “синтетика” № 3 и № 8. И третье, кисти для окраски. Опять качественная “синтетика” № 0,1,3,6,8, купить которую можно в художественном салоне. Желательно, для процесса отбелки и окраски использовать разные кисти, это поможет избежать случайного брака.

Для разведения и смешивания красок я использую подобие палитры – стеклянную пластину размером 15х20 см., а для пробы полученного оттенка перед нанесением на снимок куски ненужных отпечатков, можно с RC покрытием.

5. Другие вспомогательные материалы: Это вата и ватные косметические палочки, клей ПВА для наклейки полос бумаги при сушке баритовых отпечатков, стекло размером 40х50 см., на которое и наклеивается отпечаток. Пожалуй, и все. Да еще совет: если работаете при искусственном освещении, постарайтесь использовать галогеновую лампу, со спектром, близким к солнечному, дневному. Это поможет точнее видеть оттенки цвета.

Весь процесс изготовления фотографий - раскрасок состоит из следующих этапов:

1. Печать черно-белого снимка.

2. Выборочную тонирование в сепию.

3. Непосредственно раскраска фотографии.

На первом этапе я останавливаться не буду. Он заключается в получении нормального по плотности и контрасту отпечатка и сушке его (в случае бумаги на баритовой основе методом наклейки на стекло). На фото1 и фото2 представлены снимки: один в светлой тональности, другой в более темной, которые мы попробуем подвергнуть последовательно всем стадиям обработки.
Фото №1
Раскрасим фотографию A931

Фото №2
Раскрасим фотографию A932

Темная тональность обычно легче окрашивается, смотрится более эффектно, но, как знать, может быть лучший из моих снимков будет акварельно прозрачен и светел. Переходим ко второму этапу, технически, наверное, самому сложному, немного занудному, от которого вы уж точно никаких положительных эмоций не получите, а скорее, лишь испорченное настроение и массу бракованных “фоток”. Вот так вот напугал сразу. Ну не так страшен черт…

Процесс выборочного тонирования начинается с выборочной отбелки, которую выполняем по сухому отпечатку кистью руками (это шутка) отбеливающим раствором. При этом отбеливаются участки снимка, которые должны быть переданы в теплой тональности. В случае изображения человека это все открытые участки тела (волосы на голове можно оставить в покое). Аккуратно нанося отбелку, добиваемся исчезновения изображения. Особенно внимательно действуем на границах отбеливаемого участка и участка, который должен остаться неоттонированным. В таких местах я обычно использую более тонкие кисти. Маленькие хитрости: Если получился таки затек отбелки на участок, где она никак не должна быть, не огорчайтесь и не спешите выкидывать запорченный снимок. Этот брак можно исправить, промыв снимок, высушив его (можно не до конца), аккуратно нанося на ошибочно отбеленные участки кистью раствор позитивного проявителя. Важно только, чтобы проявитель был свежим, можно вообще без бромистого калия, чтобы не произошло изменения тона восстановленных участков в сторону более теплых. И держите наготове воду и ватный тампон с целью вовремя прервать процесс проявления. Иначе потом надо будет переходить к отбелке. Теоретически процесс может быть бесконечным. Это шутка, конечно. Успех процесса отбелки во многом зависит от опыта. Тренируйтесь на ненужных снимках. Еще маленькая хитрость: Отбеливая самые темные участки, иногда можно не доводить процесс отбелки до конца. Все равно на конечном отпечатке они будут темными.

И так, мы все- таки обелили нужные участки снимков. После этого следует промывка до исчезновения желтой окраски. Если я отбеливал баритовый отпечаток, то кладу стекло с наклеенным снимком по душ и минут через двадцать осторожно отделяю полоски, которыми был приклеен снимок, затем помещаю его в кювету и промываю еще минут пятнадцать. После промывки следует тонирование в растворе сернистого натрия обязательно погружением всего листа бумаги в кювету с раствором. Не пытайтесь тонировать только отбеленные места, это может привести к браку. Тонирование длится примерно минуту, а затем промывка в воде и сушка в случае баритового отпечатка опять методом наклейки на стекло. На фото1а и фото2а представлены наши два снимка после процесса выборочного тонирования.
Фото №1a
Раскрасим фотографию A931a

Фото №2a
Раскрасим фотографию A932a

А далее наконец-то самое интересное, самое захватывающее, то, ради чего вся эта канитель, - сам процесс раскраски. И он различен в зависимости от используемого типа бумаги. Если вы наклеили на стекло баритовый отпечаток, то нужно успеть его раскрасить до полного высыхания листа (иначе неизбежно коробление готового отпечатка). Конечно, можно увлажнять отпечаток, протирая поверхность чистой влажной тряпочкой. Но не стоит слишком увлекаться этим, и не вздумайте увлажнять участки с наклеенными полосками бумаги, иначе вас ждет разочарование при виде того, как “полезет” почти уже совсем готовый “шедевр” из-под удерживающих его полосок бумаги, искривляя прямые линии и вспучиваясь. Постарайтесь завершить процесс окраски за 2,5-3 часа. Это тот случай, который в живописи называется “ alla prima ” – техника выполнения законченной картины за один сеанс. Если же вы красите лист на RC основе, то самый приятный процесс можно растянуть хоть на несколько дней, возвращаясь к незавершенному снимку неоднократно. Каждый раз после размачивания различных участков снимок останется ровным. Лично мне более нравится первый вариант, когда полностью отдаешься работе над конкретной фотографией, следуя своим душевным порывам, окрашиваешь его в цвета своего настроения, живешь часа три только этим изображением, и больше не существует ничего. А на другой день настроение может пройти.

Сам процесс окраски чем-то сродни работе с акварелью. Здесь также есть приемы работы “по-мокрому” и “сухой кистью”. И как в акварели начинайте с самых слабых тонов, постепенно усиливая насыщенность цвета. Иначе – один неверный мазок, один неверный тон, одна досадная капля, упавшая с кончика кисти, и можете выбрасывать снимок. Понизить плотность неверно окрашенного участка практически невозможно. Краски для батика не прощают ошибок. Маленькая хитрость: Если это все же произошло, попробуйте увлажнить неверно окрашенный участок, постарайтесь промыть его, можете использовать раствор хлорного отбеливателя, но очень аккуратно. И опять промойте участок брака. Возможно, что-то исправите, но необходимо стремиться к тому, чтобы брака не было вовсе (моими бы устами, да мед пить). Может, стоит более детально ознакомиться с техникой акварели. Я вообще раньше не увлекался рисованием. Сейчас жалею. А теперь не маленькая а скорее Большая хитрость: Как же все-таки красить, чтобы не было похоже на цветную фотографию, для которой нерадивый оператор минилаба не удосужился подобрать правильную цветокоррекцию. И тут, возможно, мои советы покажутся вам неубедительными, слишком общими. Но я прошу вас быть снисходительными, и не требовать невозможного. Как можно в рамках одной статьи научить чувству цвета, которое неизвестно где в человеке обитает, может быть, в душе… умению, которое в руках – я его чувствую, но как все это облечь в слова, не знаю. Мне вспоминаются слова одного фотографа: “мы снимаем не камерами, а нашими умами и сердцами”. Также и красим не кистями и красками, а тем, что внутри нас нестерпимо просится наружу. Да и нет у меня художественного образования, уж не взыщите. Поэтому ограничусь лишь маленькими советами. Во-первых, используйте ограниченную цветовую гамму, пестрота – самый быстрый путь к безвкусице. Во-вторых, выбирайте небольшие детали на снимке, которые вы будете раскрашивать в вашей фирменной манере. У Саудека это синие вены, оранжевые локти. Мне нравится, например, на туфлях модели раскрасить облупившиеся носы, на дверцах старого шкафа неожиданные цветовые разводы. Для цвета волос предпочитаю радикально рыжий, интересно поработать над макияжем, но уже на готовом снимке, а ни в коем случая не перед съемкой. В этом плане, конечно, важен антураж, подобранный на ваш вкус, и ваша художественная фантазия, дарящая порой интересные находки. В-третьих, иногда полезно на фотографии оставить мазки кистью, пусть зритель видит, что здесь поработали руками, но тоже к месту и со вкусом (тут подходит техника “сухой кисти”). В-четвертых…

В общем-то советы можно и продолжать, но пора остановиться. На фото1в и фото2в представлены результаты всех наших стараний.

Фото №1b
Раскрасим фотографию A931b

Фото №2b
Раскрасим фотографию A932b

В заключение хочется напомнить, что фотография все-таки, прежде всего фотография, и, используя технику раскраски, из слабой в композиции или просто неинтересной, безвкусной карточки стильную карточку не сделаешь. И еще: Надеюсь, я вас не запугал всеми сложностями. Пробуйте, и рано или поздно у вас получится.
Admin
Admin
Admin

Количество сообщений : 251
Работа/Хобби : Дизайнер
Дата регистрации : 2007-12-02

https://elmizo.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения